Ровно 75 лет назад мир победил угрозу мирового масштаба. Самую дорогую цену за победу заплатил СССР – Россия (тогда РСФСР) и Союзные Республики – почти 30 миллионов жизней.
Сейчас не менее страшная, невидимая угроза снова подобралась к границам наших стран. И сейчас как никогда всем странам стоит объединится в противостоянии новой угрозе – короновирусной инфекции.
Но сейчас модно возлагать проблемы общества – безработицу, преступность, болезни, на представителей разных стран и народов. 80 лет назад народы Союзных Республик поступили иначе – объединились в своем противостоянии и вносили посильный вклад в борьбу с фашизмом.
Важным элементом борьбы была агитация и пропаганда. Не в том смысле, который закладывается в эти слова сейчас во фразе «пропаганда гомосексуализма», а в хорошем – поднятие духа солдат Красной Армии, агитация рабочего класса на создания качественной продукции для фронта, увеличение производства продуктов питания и т.д.
На невидимом фронте агитации, как и на фронте реальном, представители союзных стран объединились в борьбе с фашизмом и создании агитматериала.
Интернета в те годы не было. Телевидение было развито крайне слабо. И единственным эффективным способом наглядной агитации были агитплакаты. Создавались они авторами разных национальностей и содержали национальные нюансы в зависимости от аудитории.
РСФСР (Россия)
«Родина мать зовет»
Один из самых известных агитплакатов Великой Отечественной создал грузинский художник – Ираклий Тоидзе.
Именно этот плакат лег в основу при создании ансамбля-памятника Родина-мать в Сталинграде (ныне Волгоград).
Другим очень известым агитплакатом стало творение художников из объединения Кукрыниксы.
Что интересно, оба эти плаката были созданы в самые первые дни Войны, но так и остались наверно самыми популярными до победного окончания войны.
Беларусская ССР
Автором белорусских плакатов был художник Виктор Корецкий. Его агитплакаты были единственными, которые созданными в уникальной технике монтажа фотографий и графического рисунка.
Существует легенда, что художник был зачислен в список личных врагов Гитлера после создания этого агитплаката:
Кстати, очень известный плакат про телефонных болтунов тоже его творение, но создан уже намного позже окончания войны.
Молдова
Прибалтика
республики Кавказа
Агитплакаты для республик Кавказа содержат характерные элементы одежды и оружия – обязательное присутствие бурки и кавказкой шашки.
На заднем фоне всегда изображены горы.
Азербайджан
Национальная или традиционная одежда делает содержание ближе:
Армения
На этом плакате русская надпись стилизована под армянский алфавит. И конечно же опять горы
Республики Азии
Характерная особенность – написание не только на русском, но и на национальном языке. Причина – слабое знание русского языка населением. Кстати спустя 80 лет проблема все еще актуальна.
Еще одна особенность – практически на всех плакатах изображены как военные действия, так и работа промышленных предприятий. Это связано с тем, что именно на Кавказ и Республики Азии было эвакуировано практически все производство – от танков до сигарет “БеломорКанал”.
Казахстан
Киргизия
Таджикистан
Татарстан
Туркмения
Узбекистан
Источник – сайт Фонда Марджани http://mardjani.ru/ru/node/540
Украина
“Убий – не здамся” это, кстати, короткая цитата из стихотворения “Мрии” Ларисы Косач-Квитки, более известной как Леся Украинка.
Другие города и регионы
Агитплакаты создавались не только для республик или больших регионов, но даже для отдельных городов или территорий.
Агитплакаты промышленных городов и регионов были больше сосредоточены на производительности труда, увеличении производства продуктов и улова
Томск
Урал
Якутия
Для городов передней линии фронта – Москва, Ленинград, Севастополь характерно изображение боевых действий.
Москва
Ленинград (Санкт-Петербург)
Севастополь
Агитплакат Севастополя – воины-моряки, корабли, вдали на фоне памятник затопленным кораблям.
Что интересно, автором плаката указан «художник-краснофлотец А.Асеев». Но историки, спустя 75 лет так и не знают имя автора.